"Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь". (Преподобный Амвросий Оптинский)
"Всё у вас да будет с любовью". (Первое послание к Коринфянам. 16:14)
"Если не будет у вас любви, все ваше делание ни во что будет". (Преподобный Аристоклий Афонский)
"Результатом всех аскез должна стать Любовь". (О.Г. Торсунов)
"Если бы даже что-либо и было совершено нами доброго, то мы не знаем, - не погубили ли мы это доброе нашими страстями и погрешностями; дела милосердия - тщеславием и гордостью; служение ближним - их осуждением; молитву - рассеянностью и небрежностью; пост - самолюбованием и самодовольством". (Николай Пестов)
"Без смирения, хотя бы кто много постился, или удручал себя тяжкими подвигами, или старался исполнить заповеди, все труды тщетны". (преподобный авва Исаия)
Один ученик пришел к своему Наставнику и сказал:
- Я пришел к Вам для того, чтобы постичь Истину и осознать Бога. Я занимаюсь практиками, которые Вы мне дали, вот уже больше десяти лет. Но я не удовлетворен прогрессом, который совершил, и чувствую, что трачу время зря. Мне кажется, что я иду неэффективным путем.
Кроме того, повседневная рутина так затягивает меня, что мешает следовать тем наставлениям, которые Вы мне дали. Также я пытаюсь совладать с возникающими во мне желаниями и слабостями, но никак не могу победить их. Я хорошо понимаю, что они крадут мое время и энергию, но ничего не могу с этим поделать. Как мне стать сильнее?
Пожалуйста, научите меня какой-нибудь особенной и эффективной практике.
Учитель внимательно выслушал ученика и направился к реке, жестом приглашая его следовать за собой.
Ученик заволновался, предвкушая, что сейчас ему будет открыта какая-то новая методика, с помощью которой он быстро добьется просветления.
Когда они пришли на берег, Наставник произнес:
- Я хочу, чтобы ты склонился над самой водой и внимательно всмотрелся в камешки на дне реки.
Когда ученик сделал то, что ему было сказано, Наставник обеими руками взял ученика за голову и погрузил ее под воду. Через некоторое время воздух в легких ученика стал заканчиваться, и он попытался поднять голову, чтобы вдохнуть новую порцию. Но Учитель крепко держал его и не позволял вытащить голову из воды. Тогда ученик попробовал сопротивляться и вырваться, но Мастер был сильнее и не отпускал ученика.
Наконец, Учитель отпустил ученика, и тот выпрямился, судорожно хватая ртом воздух.
Тогда Мастер спросил:
- О чем ты думал, какие мысли посещали тебя, пока ты был там, под водой?
Предавался ли ты мыслям о еде или работе или, быть может, ты размышлял о женщинах? Планировал ли ты свой завтрашний день или вспоминал события дня минувшего? Жаждал ли ты богатства, могущества и почитания?
- Да, поначалу так все и было, - смущенно признался ученик. - Но когда у меня стал заканчиваться воздух, то все эти мысли куда-то делись. Я мог думать только о том, чтобы освободиться от вашей хватки и вынырнуть на поверхность.
- Чего же ты хотел больше всего, когда был под водой?
- Конечно же, воздуха! Мне не нужно было ничего, кроме воздуха. Я чувствовал, что не могу без него жить. Никаких других желаний даже не возникало.
- Так вот, - произнес Наставник, - чтобы постичь Истину и осознать Бога, ты должен жаждать их так же искренне и сильно, как только что жаждал воздуха. Нет... еще сильнее и искреннее.
Твоя проблема заключается в том, что ты не придал должного значения тому наставлению, которое я дал тебе в тот же день, когда ты только пришел ко мне. Я сказал, что настоящая духовная практика начинается с искренности и любви - это ее принцип и основа основ.
Если бы ты осознанно культивировал эти качества, у тебя сейчас не было бы затруднений.
Если бы твоя потребность к Истине была настолько же сильна и неподдельна, то ничто не смогло бы помешать тебе. Тебе не надо было бы бороться с желаниями или слабостями - они сами бы покинули тебя, как и все то, что исчезло, когда ты ощутил неподдельную потребность в воздухе. Таким образом, тебе даже не с чем было бы сражаться. Все твои желания и слабости отступили бы перед жаждой познания Бога. Они не имели бы никакой власти над тобой.
Секрет заключается не в каких-то особых техниках.
Твоя проблема состоит в том, что ты на самом деле не придаешь должного значения, а значит и должной ценности Цели своих практик. Реальное положение дел указывает на то, что тебе не хватает искренности и рвения.
Твоя любовь к Истине и к Богу все еще неискренняя. В действительности ты любишь их намного меньше, чем те вещи, которые стоят у тебя на пути.
И если ты не любишь и не ценишь Бога, то значит, и не дорожишь Им. Так откуда же тогда у тебя возьмется жажда Бога, сравнимая с той, что ты испытывал, когда ощутил потребность в воздухе? Именно это устремление или жажда придает нам рвения и очищает нас от всего лишнего. Именно она дает нам силу, а также облегчает и ускоряет наш путь.
Если ее нет, то появляются вялость и праздность, несерьезность и безответственность. А за ними неизбежно следуют неудачи и разочарование. Не зря ведь говорится, что коматозное устремление всегда будет преследовать демон неудачи.
Твоей ошибкой является легкомысленное и пренебрежительное отношение к самому важному делу в твоей жизни. И если ты намерен ощутить удовлетворительный прогресс и достичь успеха в практике, тогда необходимо вернуться к основам основ.
Следует понимать, что чем выше цель, которую мы перед собой ставим, тем большего посвящения с нашей стороны она требует. Поэтому разумный человек не позволяет себе рассеиваться на то, что не способствует достижению его главной цели. А также он решительно отбрасывает то, что является препятствием на пути к ней.
Но это действие не должно быть искусственным, в нем не должно быть насилия - это должен быть вопрос количества любви.
Если человек идет к своей цели без глубокого понимания, если он идет через принуждение и насилие, то раньше или позже он бросит то, чем занимается. Если же он идет через любовь, то сама цель будет вдохновлять его и придавать ему сил, а путь будет доставлять радость и удовлетворение.
Бог открывает Себя только тем, кто действительно ценит Его. Тем, кто по-настоящему искренне ищет Его и стремится к Нему.
Если бы в тот момент, когда я отпустил твою голову, ты продолжал бы хотеть Бога больше, чем воздуха. Если бы ты искренне чувствовал, что можешь существовать без чего угодно, но только не без Бога, тогда ты был бы уже на пороге Его осознания.
Есть аскеты, которые идут этим путем. Они умерщвляют свою плоть и совершают такие суровые аскезы, что их трудно даже представить себе. Порой они даже находятся на границе между жизнью и смертью. Но их секретом является то, что в это время они учатся не контролировать свое тело, а сохранять любовь и помнить о Боге посредством любви к Нему.
Чем сильнее трудности и испытания, через которые они проходят, чем болезненней или дискомфортнее ситуация, тем больше любви требуется, чтобы не забыть о Самом Главном.
Так они тренируются любить Бога больше, чем чтобы то ни было еще. Ведь они понимают, что, делая только легкие дела, сильным не станешь.
В некоторых духовных традициях считается, что если в момент смерти человек способен помнить и с любовью думать о Боге, то он отправляется в духовный мир - прямо к Богу. Но этого очень трудно достичь, если человек в течение жизни не развил в себе такой способности. В последний момент он будет думать о чем угодно: об обидах или неправильно прожитой жизни, о боли или нехватке воздуха, но только не о Боге.
Поэтому эти аскеты порой доводят себя до предела, раз за разом проходя через дискомфортные ситуации, близкие к предсмертному опыту. Так они тренируют себя к главному Экзамену. Внешне это очень суровые и могущественные люди, но источником их силы является сильное сердце, наполненное любовью.
Конечно же, этот метод не для всех. Ему могут следовать только очень сильные и зрелые люди. Тебе же стоит хорошенько подумать над всем тем, что ты сегодня узнал, вернуться к основам и начать с чего-нибудь попроще.
"... Своим человеческим эго, человеческой волей или решимостью, неустанными человеческими усилиями мы не можем изменить или преобразить лик мира. Это невозможно! Но это не значит, что личное усилие, человеческое усилие бесполезно. Личные усилия нужно делать постоянно, неустанно и спонтанно. Но, чтобы делать личные усилия, нам нужно призывать высшую Силу, которая тайно и безмолвно вдохновляет нас. Личное усилие не существует само по себе. Это высшая божественная Сила, высшая Сила бесконечного Запредельного втайне питает и вдохновляет нас совершать личные усилия, вкладывать волю и решимость во все, что мы говорим, делаем и кем становимся..."
"... Если Бог не простит мне все небожественные поступки, которые я совершал годами, как же я смогу следовать духовным путем - путем, залитым солнцем? Лишь если Бог простит меня, я смогу всецело погрузиться в духовную жизнь. Поэтому вначале мне нужно Прощение Бога.
Когда я чувствую, что Бог по Своей бесконечной Щедрости простил меня, в это время я могу подумать о другом аспекте Бога - Его Сострадании. Бог простил меня, теперь я нуждаюсь в Его Сострадании, так как я слаб, невежественен и во всем неудачлив. Я горячо желаю сделать что-либо, но у меня нет способностей сделать то, что я хочу, или стать таким, каким хочу видеть себя. Поэтому мне, вне сомнения, нужно Сострадание Бога. Без Него я ничего не смогу достичь и никогда не смогу стать достойной личностью..."