"Всё у вас да будет с любовью". (Первое послание к Коринфянам. 16:14)
Отречение бывает двух видов. Один вид - отречение лентяя. Он уже сдался. Его отречение заключается лишь в словах: "Да будет Воля Твоя". Он ничего не делает ради улучшения. Отречение другого рода заключается в том, чтобы очень-очень усердно работать ради улучшения, ради прогресса. Если человек очень усердно работает ради успеха и прогресса, то, даже если успех не приходит, во внутреннем мире человек получает настоящие Благословения Свыше.
Один человек сдается, другой продолжает и продолжает. Успеха пока может не быть, но Внутренний Пилот по-настоящему доволен тем, кто не сдавался. Первый человек может заявить: "Я не сдавался", но разве он что-то делает осознанно для достижения цели? Иногда мы и не сдаемся, а просто питаем пустые мечты о том, что вдруг что-нибудь возьмет и улучшится. Но если регулярно уделять внимание тому, что нам действительно нужно в жизни, то, как я чувствую, даже хотя Бог может и не исполнить нашего желания, как нам видится, у Него есть собственный План. Он может совершить в нас и через нас что-то очень особое по-Своему.
Скажем, мне хочется манго, это мой любимый плод. И, хотя манго - мой самый любимый плод, Бог по какой-то причине чувствует, что мне пойдет на пользу какой-то другой плод. А, может быть, дело не в том, что какой-то другой плод будет ля меня полезнее, а просто Бог проверяет, как велико мое отречение перед Его Волей. Я могу сказать так: если мне достанется манго, прекрасно, так я даже не совершаю никаких усилий. С другой стороны, если мне искренне хочется манго, а Бог дает мне другой плод, я, может быть, буду не вполне доволен, но каким-то образом во внутреннем мире мое предназначение исполнится в большей степени. Погрузившись глубоко внутрь, я почувствую, что Бог не дал мне манго, но Он проверял меня, готов ли я радостно и охотно принять то, что Он хочет мне дать. Если мы неожиданно принимаем что-то от Бога и можем принять это радостно и охотно, тогда Он делает в нас и через нас что-то особенное - что-то бесконечно более значительное, чем дать нам манго.
Одно дело сказать: "Да будет Воля Твоя". Но сколько часов, сколько секунд я осознанно возношу эту молитву Богу? Рано утром, встав с постели, я говорю: "Да будет Воля Твоя". Потом я произношу ее еще раз ночью перед тем, как лечь спать. Но если я повторяю ее всего дважды в день, она не отложится у меня в сознательной памяти. А вот если я произнесу ее несколько сот раз, она отложится. Если повернуть ручку газовой плиты всего чуть-чуть, пламя не появится. Но если поворачивать ее все больше и больше, то я увижу пламя; вспыхнет огонь. Точно также, если произносить "Да будет Воля Твоя" всего раз-другой в день, ничего не случится, а вот если делать это намного больше раз, получится, будто я доворачиваю ручку до появления пламени.
Мы ежедневно делаем одно и то же: от сих до сих. Так поступаем мы, люди! Но если нужно пойти дальше, мы туда не заходим. Трудность в том, что наше усилие ограничено.
...
Точно также, когда мы произносим: "Да будет Воля Твоя", мы делаем это осознанно, но вот только мы не повторяем это много раз в день. Если мы будем повторять это хотя бы раз двадцать-тридцать или сорок в день, это очень поможет. Не надо повторять по семь-восемь тысяч или по двадцать тысяч раз - нет-нет! Попробуйте повторять хотя бы один раз в час. Если мы за двенадцать часов будем сосредотачивать ум и каждый час повторять эту молитву две-три минуты, то, чувствую, результат улучшится.
Можно делать то же самое каждый раз, когда мы молимся, но количество повторений - тоже фактор. Когда в Индии выполняют джапу, делают по сто восемь повторений или больше. При этом некоторые люди выполняют джапу по много тысяч раз, однако иногда повторение может стать автоматическим. Тогда в этом нет новизны, нет радости. Такого нам не нужно. Мы не хотим доходить до такой крайности. Некоторые люди повторяют молитву или мантру как попугаи. Но если повторять одухотворенно, очень одухотворенно, по много раз в день, и чувствовать, что молитва касается самых глубин нашего сердца, то мы непременно получим плоды.
"Да будет Воля Твоя" - это одна молитва. Но, если у вас есть какая-то иная, святая, потаенная молитва, можно возносить ее. Это необязательно должна быть молитва об исцелении вашего заболевания, но она может быть какой-то особенной.
...
Если я чувствую, что делаю что-то совершенно правильное, но не получаю плодов своего действия, я могу сказать, что возлагаю результат к Стопам Бога. Я выполнил свой долг, сделал то, что должен был сделать. Теперь я говорю: "Да будет Воля Твоя". Это правильно. Но ведь мне надо понимать, в какой степени я выполнил этот правильный поступок. Если я способен продолжать еще немного, пойти немного дальше, то надо это сделать.
Вот вы уже давно и втайне выполняете регулярную молитву. Но, закончив молитву, пожалуйста, не добавляйте к ней желание! Просто чувствуйте, что порадовали Бога. Вы, может быть, думаете, что, раз вы порадовали Бога, Он сделает то, что нужно. Это верно. Но ничего страшного не случится, если сделать что-то большее!
Если с моим телом что-то не в порядке, я это увижу. Тело, как и душа, и сердце, должно стать совершенным; совершенным должно стать всё. Скажем, у меня болят колени. Я молюсь и молюсь Богу, но не умоляю Его излечить мне колени. Помолившись, я чувствую, что порадовал Бога.
Если вы, помолившись, будете сознательно видеть, что у вас в теле есть несовершенство, вы можете просто сконцентрироваться на этой поврежденной части, этой несовершенной зоне вашего тела. В этом нет ничего плохого! В это время вы не молитесь, а черпаете космическую энергию. Вы не выпрашиваете у Бога: "Боже, я молюсь о Твоей Победе столько лет. Неужели ты не можешь вылечить мое заболевание?" Нет-нет, так не надо. Во время молитвы о том, чтобы порадовать Бога так, как того хочет Он Сам, вы можете черпать космическую энергию.
Глядя вам в глаза, глядя вам в лицо, я вижу, что вы действительно черпаете космическую энергию. Что будет плохого, если вы просто ее примените? Это ваша собственная космическая энергия. Если у вас есть деньги, вы можете их тратить. Если у вас есть космическая энергия, и вы используете ее, чтобы решить свою физическую проблему, в этом нет ничего плохого. Вы обрели ее сами. Вы даже не просили Бога о космической энергии. Вы молились Богу для того, чтобы радовать Его так, как Он того хочет Сам.
Во время молитвы вы наполняетесь духом или энергией - я называю это космической энергией. В применении этой энергии нет ничего плохого, если вы чувствуете в своем теле какое-то несовершенство.
....
Эту космическую энергию вы используете в своей творческой жизни. Но не будет ничего плохого в том, чтобы использовать ее еще для чего-то, потому что космическая энергия исцеляет все. Эта энергия лечит нас от всех несовершенств.
...
Во время игры вы совершили отречение. Вы попросили Бога играть в вас и через вас. Но если перед тем, как попросить Бога играть через вас, вы не провели предварительной подготовки, Бог не будет ничего делать в вас и через вас. Когда вы играете, потому что уже подготовились, вы все отдаете на Волю Бога. Тогда Бог действует в вас и через Вас. Вы играете благодаря своему отречению. Но я говорю: для того, чтобы подняться на такой уровень отречения, нужна подготовка. Мы проходим определенное расстояние, а потом, почувствовав, что не можем идти дальше, говорим: "Боже, помоги мне!" Но если мы, ничего не сделав, просто говорим Богу: "Я отрекся", это называется отречением лентяя.
Вы же не ленивы! Вы ищущий. У вас есть Учитель, и вы столько лет молитесь и медитируете. Из тех хороших поступков, которые вы совершаете столько лет, вы получили послание отречения. Из своих молитв и медитаций в течение Бог знает скольких лет вы получили послание "Да будет Воля Твоя". Вы предлагаете свое отречение после многих лет искренних усилий. Ваше отречение будет очень эффективным, потому что вы молились, вы медитировали, вы ищущий.
Есть многие, кто попытается сказать то же самое: "Я отрекаюсь". Но от чего они отрекаются? Что они сделали, прежде всего, чтобы отрекаться? Мы должны что-то сделать, чтобы порадовать Бога. А уж потом можно говорить: "Отрекаюсь". У нас в Бхагавад-Гите говорится, что сначала нужно выполнить работу, а потом уж отрекаться. Подготовка - в выполнении работы, а не в выступлении. Во время выступления вы отрекаетесь. Но если бы вы не подготовились, вы не получили бы послания отречения.
Еще раз относительно вашей физической проблемы: я сказал, что вы получаете энергию, когда молитесь и медитируете. Эта энергия приходит не из тела. Она приходит извне, Свыше. Потом вы можете ее распределить. Если вы видите, что какая-то часть вашего тела не в порядке, плохо работает, вы можете применить энергию, которую получили. Вы ни у кого эту энергию не заимствуете. Вы порадовали Бога своей молитвой и медитацией, и Бог наделил вас способностью. Бог может и не использовать её сразу же в этой конкретной части вашего тела, однако вы можете сделать это сами.
Тут как между отцом и ребенком. Отец дал ребенку деньги и говорит: "Можешь их потратить". Если ребенок захочет купить конфету, он ее купит, потому что отец дал ему денег. Сын не говорит: "Папа дал мне деньги. Теперь, если он захочет, путь даст мне еще и конфету".
Бог говорит: "Я дал тебе это богатство, а теперь велю тебе его тратить!" Но вы его не тратите или тратите на что-то иное. Вы не приобретаете того, что, как вы чувствуете, вам нужно больше всего, как ребенку конфета. Вы приобретаете что-то иное, что-то иное...
Один ученик пришел к своему Наставнику и сказал:
- Я пришел к Вам для того, чтобы постичь Истину и осознать Бога. Я занимаюсь практиками, которые Вы мне дали, вот уже больше десяти лет. Но я не удовлетворен прогрессом, который совершил, и чувствую, что трачу время зря. Мне кажется, что я иду неэффективным путем.
Кроме того, повседневная рутина так затягивает меня, что мешает следовать тем наставлениям, которые Вы мне дали. Также я пытаюсь совладать с возникающими во мне желаниями и слабостями, но никак не могу победить их. Я хорошо понимаю, что они крадут мое время и энергию, но ничего не могу с этим поделать. Как мне стать сильнее?
Пожалуйста, научите меня какой-нибудь особенной и эффективной практике.
Учитель внимательно выслушал ученика и направился к реке, жестом приглашая его следовать за собой.
Ученик заволновался, предвкушая, что сейчас ему будет открыта какая-то новая методика, с помощью которой он быстро добьется просветления.
Когда они пришли на берег, Наставник произнес:
- Я хочу, чтобы ты склонился над самой водой и внимательно всмотрелся в камешки на дне реки.
Когда ученик сделал то, что ему было сказано, Наставник обеими руками взял ученика за голову и погрузил ее под воду. Через некоторое время воздух в легких ученика стал заканчиваться, и он попытался поднять голову, чтобы вдохнуть новую порцию. Но Учитель крепко держал его и не позволял вытащить голову из воды. Тогда ученик попробовал сопротивляться и вырваться, но Мастер был сильнее и не отпускал ученика.
Наконец, Учитель отпустил ученика, и тот выпрямился, судорожно хватая ртом воздух.
Тогда Мастер спросил:
- О чем ты думал, какие мысли посещали тебя, пока ты был там, под водой?
Предавался ли ты мыслям о еде или работе или, быть может, ты размышлял о женщинах? Планировал ли ты свой завтрашний день или вспоминал события дня минувшего? Жаждал ли ты богатства, могущества и почитания?
- Да, поначалу так все и было, - смущенно признался ученик. - Но когда у меня стал заканчиваться воздух, то все эти мысли куда-то делись. Я мог думать только о том, чтобы освободиться от вашей хватки и вынырнуть на поверхность.
- Чего же ты хотел больше всего, когда был под водой?
- Конечно же, воздуха! Мне не нужно было ничего, кроме воздуха. Я чувствовал, что не могу без него жить. Никаких других желаний даже не возникало.
- Так вот, - произнес Наставник, - чтобы постичь Истину и осознать Бога, ты должен жаждать их так же искренне и сильно, как только что жаждал воздуха. Нет... еще сильнее и искреннее.
Твоя проблема заключается в том, что ты не придал должного значения тому наставлению, которое я дал тебе в тот же день, когда ты только пришел ко мне. Я сказал, что настоящая духовная практика начинается с искренности и любви - это ее принцип и основа основ.
Если бы ты осознанно культивировал эти качества, у тебя сейчас не было бы затруднений.
Если бы твоя потребность к Истине была настолько же сильна и неподдельна, то ничто не смогло бы помешать тебе. Тебе не надо было бы бороться с желаниями или слабостями - они сами бы покинули тебя, как и все то, что исчезло, когда ты ощутил неподдельную потребность в воздухе. Таким образом, тебе даже не с чем было бы сражаться. Все твои желания и слабости отступили бы перед жаждой познания Бога. Они не имели бы никакой власти над тобой.
Секрет заключается не в каких-то особых техниках.
Твоя проблема состоит в том, что ты на самом деле не придаешь должного значения, а значит и должной ценности Цели своих практик. Реальное положение дел указывает на то, что тебе не хватает искренности и рвения.
Твоя любовь к Истине и к Богу все еще неискренняя. В действительности ты любишь их намного меньше, чем те вещи, которые стоят у тебя на пути.
И если ты не любишь и не ценишь Бога, то значит, и не дорожишь Им. Так откуда же тогда у тебя возьмется жажда Бога, сравнимая с той, что ты испытывал, когда ощутил потребность в воздухе? Именно это устремление или жажда придает нам рвения и очищает нас от всего лишнего. Именно она дает нам силу, а также облегчает и ускоряет наш путь.
Если ее нет, то появляются вялость и праздность, несерьезность и безответственность. А за ними неизбежно следуют неудачи и разочарование. Не зря ведь говорится, что коматозное устремление всегда будет преследовать демон неудачи.
Твоей ошибкой является легкомысленное и пренебрежительное отношение к самому важному делу в твоей жизни. И если ты намерен ощутить удовлетворительный прогресс и достичь успеха в практике, тогда необходимо вернуться к основам основ.
Следует понимать, что чем выше цель, которую мы перед собой ставим, тем большего посвящения с нашей стороны она требует. Поэтому разумный человек не позволяет себе рассеиваться на то, что не способствует достижению его главной цели. А также он решительно отбрасывает то, что является препятствием на пути к ней.
Но это действие не должно быть искусственным, в нем не должно быть насилия - это должен быть вопрос количества любви.
Если человек идет к своей цели без глубокого понимания, если он идет через принуждение и насилие, то раньше или позже он бросит то, чем занимается. Если же он идет через любовь, то сама цель будет вдохновлять его и придавать ему сил, а путь будет доставлять радость и удовлетворение.
Бог открывает Себя только тем, кто действительно ценит Его. Тем, кто по-настоящему искренне ищет Его и стремится к Нему.
Если бы в тот момент, когда я отпустил твою голову, ты продолжал бы хотеть Бога больше, чем воздуха. Если бы ты искренне чувствовал, что можешь существовать без чего угодно, но только не без Бога, тогда ты был бы уже на пороге Его осознания.
Есть аскеты, которые идут этим путем. Они умерщвляют свою плоть и совершают такие суровые аскезы, что их трудно даже представить себе. Порой они даже находятся на границе между жизнью и смертью. Но их секретом является то, что в это время они учатся не контролировать свое тело, а сохранять любовь и помнить о Боге посредством любви к Нему.
Чем сильнее трудности и испытания, через которые они проходят, чем болезненней или дискомфортнее ситуация, тем больше любви требуется, чтобы не забыть о Самом Главном.
Так они тренируются любить Бога больше, чем чтобы то ни было еще. Ведь они понимают, что, делая только легкие дела, сильным не станешь.
В некоторых духовных традициях считается, что если в момент смерти человек способен помнить и с любовью думать о Боге, то он отправляется в духовный мир - прямо к Богу. Но этого очень трудно достичь, если человек в течение жизни не развил в себе такой способности. В последний момент он будет думать о чем угодно: об обидах или неправильно прожитой жизни, о боли или нехватке воздуха, но только не о Боге.
Поэтому эти аскеты порой доводят себя до предела, раз за разом проходя через дискомфортные ситуации, близкие к предсмертному опыту. Так они тренируют себя к главному Экзамену. Внешне это очень суровые и могущественные люди, но источником их силы является сильное сердце, наполненное любовью.
Конечно же, этот метод не для всех. Ему могут следовать только очень сильные и зрелые люди. Тебе же стоит хорошенько подумать над всем тем, что ты сегодня узнал, вернуться к основам и начать с чего-нибудь попроще.