Вы здесь

Роль нравственно-культурных ценностей в развитии личности и жизни общества. Необходимость нравственного и духовного образования.

(На данный момент здесь находится только начальный отрывок из полного конспекта лекции "Роль нравственно-культурных ценностей в развитии личности и жизни общества. Необходимость нравственного и духовного образования". Надеюсь, что после оформления конспектов цикла лекций "О смирении" у меня появится достаточно времени, чтобы оформить и этот конспект.)
 

Введение.

На этой лекции мы попробуем разобраться с тем, какие процессы лежат в основании развития общества.
Если нам удастся уловить последовательность и связь между этими процессами, тогда станут видны причины возникновения разнообразных социальных проблем, и появится возможность предложить эффективные варианты их решения.

Не секрет, что на данном этапе развития общества существуют такие серьезные проблемы, как:
преступность, войны, наркомания, нравственная деградация, самоубийства, коррупция, проблемы с экологией, образованием, здравоохранением, социальная незащищенность ряда слоев населения и т.д.

Время от времени на борьбу с этими явлениями тратятся достаточно большие силы и средства. Но, несмотря на это, мы видим, что все эти усилия не приносят желаемого эффекта.
Причиной тому является тот простой факт, что силы и средства тратятся в основном на борьбу с симптомами заболевания, а не на устранение причин, вызвавших его. Ну а пытаться бороться со следствиями, игнорируя причину – это все равно, что пытаться лечить болезнь, подавляя ее симптомы – как минимум, это бесполезно. В худшем случае, за это время болезнь лишь набирает силу.

Итак, наша задача – обнаружить глубинный источник этих негативных явлений, их первопричину. И лишь тогда станет ясно, куда именно стоит прилагать основные усилия, чтобы в обществе могли начаться реальные изменения в положительную сторону.
Более того, как мы увидим позже, везде действуют одни и те же законы. Они одинаково справедливы для отдельной личности, для семьи, для какого-то сообщества или объединения людей, для страны и т.д. Таким образом, мы сможем воспользоваться полученными знаниями, чтобы эффективно действовать на выбранном нами уровне – семейном, общественном или личном.


Давайте на примере схемы, представленной ниже, попробуем увидеть, как реализуются различные тенденции в системе, называемой обществом. Какие существуют этапы от возникновения идеи до ее воплощения.

Конечно же, данная схема - это очень упрощенная модель, дающая лишь общее представление о процессах, протекающих в обществе или при формировании личности.
На самом деле, разбиение на отдельные блоки весьма условно, да и связи между элементами схемы имеют, как минимум, двухстороннюю направленность, т.е. взаимно влияют друг на друга.
Но, чтобы чрезмерно не усложнять схему, мы выделим лишь основные категории и связи между ними. Для текущих целей этого будет достаточно.

Проблемы современного общества, истоки их возникновения и принципы решения.

Образование и воспитание. Основой формирования современного общества и результатов его деятельности является действующая в нем система образования и воспитания.

Именно на этом этапе закладываются основы мировоззрения, убеждения и принципы, взгляды на себя и на мир, свою роль и место в нем. На этом этапе формируется образ мышления и действия, принимаются определенные правила игры, расставляются приоритеты, утверждается система ценностей... Причем, все это справедливо, как для отдельного индивидуума, так и для различных общественных групп и объединений.

Как видим, такого рода образование обязательно должно включать в себя воспитательный процесс.
Поэтому ясно, что задачи полноценного образования не могут ограничиваться лишь обучением тем или иным навыкам. Его первоочередной целью должно являться воспитание экологичного мировоззрения и правильной системы ценностей.

Это та самая основа, из которой формируются все последующие элементы в представленной модели развития.
К сожалению, современная система образования стала неполноценной в тот самый момент, когда в ней перестали уделять должное внимание воспитательному процессу.

Ее основной проблемой является то, что она позволяет выучить замечательного специалиста, но совершенно не заботится о том, в какое русло будут направлены полученные навыки и способности.

Например, в учебных заведениях уделяется большое внимание таким предметам, как: химия, математика, физкультура, биология, электроника... Но где преподаются знания о совести и нравственности? Какие предметы помогают развивать любовь, доброту, ответственность?

К сожалению, сейчас это повсеместное явление – неважно, касается ли оно получения образования в школе и институте или на каких-нибудь отдельных курсах по развитию различных способностей или профессиональных навыков.

Лишь очень небольшое количество преподавателей действительно волнует экологичность преподаваемого ими знания - лишь бы платили за учебу, а как это может быть и будет использовано – их не касается. Они не чувствуют необходимости брать на себя труд по воспитанию личности обучаемого, формированию у него правильных гражданских позиций и ценностных ориентаций.

Иными словами, на данный момент в существующей системе образования царит полнейшая безответственность друг перед другом, а также перед обществом со стороны, как со стороны преподавателей, так и обучающихся.
Надо ли после этого удивляться многообразию проблем, вызванных злоупотреблением полученными навыками, знаниями и способностями?


Система ценностей. Очевидно, что осознание и принятие ценности различных идей, предметов и категорий, главным образом,является следствием воспитательно-образовательного процесса. Их значимость и приоритет выстраиваются в зависимости от той картины мира, убеждений и принципов, которые были заложены на предыдущей ступени в рассматриваемой модели.

Вместе с формированием системы ценностей и согласно их приоритету в ней, у человека или сообщества появляются соответствующие цели и интересы, стремления и желания, возникает мотивация и вкус к какой-то определенной деятельности, нацеленность на вполне конкретный результат. Именно на этой стадии начинает оформляться понимание счастья и смысла жизни.

Таким образом, уровень ценности различных идей определяет их приоритет и следующие за ним стремления и деятельность.


Вкусы и осуществление выбора. Стремление к какой-либо цели или идее, а также приверженность ей называется вкусом.
Если какая-либо идея имеет для нас большую ценность или значимость, то в этом случае можно сказать, что она представляет более высокий или более желанный вкус, достижение которого способно принести нам наибольшее удовлетворение.
И в этом случае, совершенно естественно, возникает потенция действовать в сторону достижения наибольшего удовлетворения, т.е. более высокого вкуса.

Итак, определенным образом сформированный вкус задает направление, как для наших целей и стремлений, так и для разнообразной деятельности.

Причем, деятельность, как отдельного человека, так и группы людей всегда направлена не просто на достижение определенного счастья или, еще можно сказать, удовлетворения, но этот вектор постоянно направлен на движение от меньшего удовлетворения к большему, от менее высокого вкуса к более высокому, от меньшей ценности к большей.


Силы. хххххххх
хххххххххххххххххх

Деятельность. хххххххх
хххххххххххххххххх

Результаты. хххххххх
хххххххххххххххххх

Подвал - левая часть

Познавательно-образовательный портал саморазвития "SunWay"

Наши проекты:
Клуб "Гражданин Мира"
Группа "Сокровищница народной мудрости"

Подвал - правая часть

Почта для связи :
admin@sunway.ru

Страница во ВКонтакте :
http://vk.com/sunway3000

2013 - 2015​